«Чёрный русский» – один из первых в России иммерсивных спектаклей. Трудно сказать определённо, спектакль это, шоу, мюзикл или квест? Тут нет сцены, дистанции между актёрами и зрителями. Это вы, а не исполнители ролей, наденете маски и станете на время как будто кем-то иным. Зрители не просто участвуют в действе, они оказываются среди персонажей, полностью погружаются в жизнь героев. На время можно даже забыть о том, что вы живёте в Москве XXI века. В хлеву, где ходят настоящие гуси, пахнет свежескошенным сеном, на кухне можно выпить стопку водки, а в лесу нужно постараться не потеряться.
Спектакль
Спектакль проходит в доме Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке. Ради этого представления особняк на время превращается в дом Троекурова, известного всем по повести Пушкина «Дубровский». Комнаты, переходы, лестницы, коридоры – всё пространство участвует в триллере, создаёт неповторимую атмосферу. На каждый спектакль приглашают не больше 80 зрителей. Гостям раздают маски – совы, оленя или лисы. То есть, стороннего свидетеля, безмолвной жертвы или хитрого подстрекателя. От того, какая маска досталась вам, зависит маршрут, по которому вы будете бродить по дому, какой из трёх вариантов спектакля увидите. Для одних гостей главным героем окажется Дубровский, для других – Троекуров, для третьих – Маша. Но во время спектакля все три группы гостей встретятся на балу в большом зале.
«Чёрный русский» – спектакль, созданный по мотивам «Дубровского». Значит, от него не нужно ждать точного следования букве повести, готовьтесь к неожиданностям! Например, тут целых три Дубровских (на каждую группу зрителей по своему). На кухне вам предложат стопку водки и продукты чёрного цвета: изюм, баклажаны, кровяная колбаса, бородинский хлеб. Знаменитая сцена с медведем будет, но сначала француз Дефорж (он же Владимир Дубровский) станцует с медведем. Вообще, поют и танцуют в спектакле все актёры.
Пожалуй, стоит предупредить, что особо впечатлительным людям необходимо оценить свои силы и решить, идти ли им на «Чёрного русского». Некоторые зрители оставляют отзывы о том, что на них произвели тяжелое впечатление громкие выстрелы, музыка, гробы, которые присутствуют в спектакле. Но есть и диаметрально противоположные впечатления – кому-то вся эта «черная атрибутика» щекотала нервы и пришлась по вкусу.
Команда «Чёрного русского»
Максим Диденко известен театралам как хореограф, танцор, педагог, режиссёр, актёр. В последнее время он считается одним из главных театральных ньюсмейкеров. Номинант самого авторитетного российского фестиваля и премии «Золотая маска» за постановку спектакля «Пастернак. Сестра моя – жизнь» в «Гоголь-центре». Представление «Чёрный русский» стало одним из самых громких премьер нынешнего театрального сезона.
Драматургом, который адаптировал «Дубровского» для постановки в доме Троекурова, стал Константин Фёдоров. С Максимом Диденко он уже работал над мюзиклом «Лёнька Пантелеев» (тюз им. А. А. Брянцева), спектаклем «Хармс. Мыр». Одна из его работ – нашумевший поп-арт-мюзикл «Зомби-зомби-зомби».
Максим Диденко (справа) и зритель его спектакля Максим Виторган (слева)
Для постановки Максим Диденко собрал больше 20 актёров из разных столичных театров. Равшана Куркова («Практика», Марина Ворожищева (Театр наций, «Практика»), Илья Дель, Гладстон Нахиб (прославленная мастерская Брусникина), Василий Бриченко («Гоголь–центр»)… Теперь все они играют в одном спектакле.
Композитором «Чёрного русского» стал Иван Кушнир. Он уже работал с Максимом Диденко над спектаклями «Пастернак. Сестра моя – жизнь», «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре», «Конармия» в Центре имени Мейерхольда, «Флейта-позвоночник» в Санкт-Петербургском государственном академическом театре им. Ленсовета. Иван – один из ведущих композиторов нового русского театра, которому, кажется, интересно всё: хип-хоп, классическая музыка, хард-кор. В постановке Максима Диденко он соединяет древнерусские обрядовые песнопения, техно, трип-хоп, русскую хоровую музыку.
Хореограф спектакля – Евгений Кулагин. Те, кто побывал на «Машине Мюллер» в «Гоголь-центре», конечно, не могли не запомнить его работу. Под его руководством актёры в «Чёрном русском» кувыркаются на крутящемся столе, замирают в невообразимых позах. Евгений отмечает, что хореографию он разрабатывал совместно с актёрами: фантазировали, делали этюды, разучивали танцы.
Мария Трегубова, художник-постановщик ещё студенткой стала одним из самых востребованных сценографов Москвы. Главный художник лаборатории Дмитрия Крымова. Она – обладатель «Золотой маски» за спектакль «Алиса» (БДТ). Работала над спектаклями в ведущих российских театрах, на её счету участие в постановках Дюссельдорфского драматического театра.
За костюмы героев «Чёрного русского» отвечает Евгения Панфилова («Золотая маска» за работу в «Золушке», театр «Практика»). Она сотрудничала с Константином Райкиным, Романом Виктюком, Кириллом Серебренниковым. Видеохудожники: Илья Старилов и Олег Михайлов.
Мировая тенденция
Иммерсивный театр, он же театр–променад или театр–бродилка набирает популярность по всему миру. В мировой индустрии развлечений представления, создающие эффект полного погружения в сюжет и атмосферу спектакля – один из основных трендов. Зритель тут – полноправный участник действия. Актёры в любой момент могут завязать вам глаза, отвести в другую комнату, застыть перед вами и долго смотреть в глаза.
Лондонская группа PunchDrunk считается законодателем жанра. Их спектакли известны тем, что зрители оказываются в пространстве, которое по атмосфере напоминает фильмы Дэвида Линча, Стенли Кубрика и Альфреда Хичкока.
«Sleep No More», спектакль, который можно назвать визитной карточкой иммерсивного театра, создан в Нью-Йорке. Он идёт в заброшенном пятиэтажном отеле. Зрители бродят в обстановке психиатрического отделения, по кладбищу и отелю 30–х годов прошлого века.
Сейчас спектакли–променады появились и в России. Вы можете стать одними из первых зрителей, купив билет на сайте parter.ru.
Материал размещен на правах рекламы